|
|
Ситуационные центры и видеоконференцсвязь в образовании и медицине
Ситуационные центры не только помогают принимать управленческие решения, но и служат средством обучения специалистов. Сфера образования предполагает использование ситуационных центров как в области организации работы управленческих структур, так и непосредственно в области обучения. Обучение в ситуационных центрах тоже имеет различный характер, поэтому в материале отдельно рассматриваются «обучающий СЦ» и «учебный СЦ». Учим ситуационные центры и учимся в них. Под обучающим ситуационным центром нужно понимать средство групповой подготовки и тренировки специалистов, способных работать в коллективном режиме над решением какой-либо проблемы с учётом влияния своих решений на работу коллег. То есть обучающая функция ситуационного центра сводится к обучению непосредственно самого персонала для работы либо в действующем ситуационном центре, либо для работы в будущем, «виртуальном» центре, представляющим собой программно-информационную модель реального СЦ. Подобные ситуационные центры уже используются в ряде образовательных учреждений, например, центры Российского государственного гуманитарного университета, Российской академии государственной службы, Жуковского авиационного техникума им. В.А. Казакова и др. Учебный ситуационный центр (УСЦ) это современный инструмент поддержки активных, деятельностно- и средоориентированных форм обучения по проблемам, требующим применения интеллектуальных ИКТ (в первую очередь, по транс- и междисциплинарным проблемам). Хотя нужно заметить, что в настоящее время структура УСЦ «в чистом виде» не существует, но в образовании используются его техническая составляющая (аудиовизуальное и коммуникационное оборудование), а также некоторые технологии ситуационного анализа и моделирования. Ситуационный центр Российской академии государственной службы Источник: конференция «Ситуационные центры: модели При обучении в среде УСЦ знания формируются «эволюционно» на основании экспериментов с соответствующими моделями. Правила работы, критерии и методы оценки обучающихся могут значительно изменяться, что не позволяет использовать традиционный подход к обучению. Таким образом, само функционирование УСЦ предопределяет переход в учебном процессе к инновационным, субъектно- и деятельностно-ориентированным методам обучения (эволюционному обучению, рефлексивно-гуманистической психологии, педагогике сотворчества, проективной педагогике и др.). Самостоятельной проблемой становится разработка методики оценки деятельности учащегося в коллективе (в рамках учебного процесса в среде УСЦ) при отсутствии четко сформулированной цели. Схема информационного процесса
Источник: конференция «Ситуационные центры: модели УСЦ можно использовать для приобретения умений и навыков описания и оценки ситуаций, а также для понимания структуры и принципов функционирования моделируемой системы, что делает их необходимыми в обучении специалистов в области общественных наук( политологи, экономисты, юристы ). Ситуационные центры для управления образованием Управление в сфере образования также нуждается в распределённой системе ситуационных центров. Одним из элементов этой системы является центр стратегического управления образовательнымучреждением,который представляет собой центральную, с точки зренияуправления, компоненту вузовской ERP-системы (АСУ ВУЗ). В качестве примера можно привести интегрированную автоматизированную информационную систему управления «Университет» компании «Редлаб» и ее модуль СППР, построенного на SAP BI технологиях BW и SEM. Следующими элементами являются учебно-отраслевой ситуационный центр, который строится на базе определённого ведомства, заинтересованного в повышении квалификации и переподготовке специалистов, и ситуационные центры на базе Министерства науки и образования. К ним относятся:
Перечисленные СЦ создаются (планируется создать) в рамках федерально-целевой программы развития единой образовательной информационной системы (ФЦП РЕОИС). Вместе они дополняют друг друга и могут служить основой для создания интегрированного ситуационного центра Минобрнауки как на федеральном, так и на региональном уровнях. Более частными элементами этой системы являются СЦ управления и развития инженерного образования и СЦ мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство. Ситуационные центры в медицине Информационные комплексы ситуационного моделирования перспективно начинают находить применение в сфере управления отечественной системой здравоохранения, например системы, позволяющие принимать управленческое решение по достижению эффективности способов финансирования лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), функционирующего в системе обязательного медицинского страхования. Такая ситуационная модель позволяет установить и представить руководителю учреждения, принимающему управленческое решение, некоторые причинно-следственные связи и найти зависимость между отдельными параметрами, характеризующими врачебную деятельность в условиях системы обязательного медицинского страхования. Обладая подобными системами, менеджер системы обязательно медицинского страхования будут иметь на своем рабочем компьютере высоко адаптированную модель реального лечебно-профилактического учреждения, либо сети таких учреждений, работой которых в отдельности и системно представляется грамотно управлять, изменяя различные параметры. Видеоконференцсвязь в работе ситуационных центров Организация оперативного и продуктивного взаимодействия участников работы ситуационного центра является важнейшим условием его эффективного функционирования в кризисной ситуации. В условиях, когда все участники сосредоточены в одном месте и взаимодействуют в рамках так называемой «ситуационной комнаты» эта проблема не представляется актуальной. Но этот случай, скорее исключение, так как на практике, зачастую, требуется участие в работе специалистов со стороны, находящихся в некотором, иногда значительном удалении. Для решения проблемы используются различные средства связи. В настоящее время, в условиях значительного развития компьютерных сетей, телекоммуникационной инфраструктуры и оконечного оборудования особенно актуальны технологии видеоконференцсвязи. Выступление шведских ученых Источник: 4-я МНТК «Проблемы техники и технологии телекоммуникаций: Видеоконференцсвязь является важным, зачастую незаменимым, средством информационного обмена. Особенно актуально использование подобных технологий, там, где требуется четкий, оперативный и всеобъемлющий обмен данными, например, в условиях кризисной ситуации, в деятельности властных структур, в телемедицине и т.д. Развитие и удешевление аппаратного обеспечения и телекоммуникаций предопределило стремительный рост рынка средств видеоконференций, особенно, применительно к ситуационным центрам среднего уровня. Интерес к ним сегодня проявляют государственные органы, имеющие территориальные управления, представительства иностранных компаний, предприятия с разветвленными филиальными сетями, учебные заведения (для дистанционного обучения) и многие другие структуры, которым необходимо будет решать целый ряд технических и организационных задач. Тимур Левченко/CNews 1 Выступление «Направления развития ситуационного центра РАГС», Данчул А.Л., директор СЦ РАГС, зав.кафедрой информатизации структур государственной службы РАГС, д.т.н., профессор |